БЫЛ ЛИ У ВАС ПРОЕКТ, КОТОРЫЕ ХОТЕЛОСЬ РЕАЛИЗОВАТЬ, НО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ, ПОТОМУ ЧТО ЗАКАЗЧИК ЕГО НЕ ПРИНЯЛ?Оля: Да, мы называем это «отбросы творчества».
Сейчас есть facebook, и можно опубликовать нереализованные проекты там. Хранить их для какого-то завтрашнего дня бессмысленно, потому что завтра будет уже совершенно новый день, и он будет абсолютно другим. И мы будем другими. Такое случается.
Совсем недавно мы сделали первую концепцию для отеля, она была классная, мы сделали сначала мудборд и с ним выиграли конкурс. А потом по этому мудборду сделали концепцию, и она понравилась всем, кроме заказчика. Заказчик сказал: «Надо скучнее. Мне надо проще». И дальше пошли муки творчества, которые привели в итоге к компромиссу, а компромисс — это страшное слово. К сожалению, ты не всегда можешь отказаться вовремя, вовремя понять, что это случится. И нам очень жаль, что наш проект будет в городе, и он будет не идеальным, он не будет классным, он не будет восхитительным.
Ира: Мы всегда ставим таблички с нашим именем в интерьерах и считаем, что это обязательно нужно делать! Законодательно нужно заставить всех архитекторов ставить свои таблички. И тогда этой компромиссной архитектуры станет намного меньше, потому что сейчас заказчики очень часто начинают диктовать свое и дизайнер довольно быстро может махнуть рукой и сказать: «Окей, я сделаю в следующий раз лучше, а здесь может быть и так сойдет». А в итоге страдают горожане — то есть мы с вами, приходя в неидеальные интерьеры, видя компромиссную архитектуру, и с этим надо бороться. Как? Всеми способами.
КАК ВЫ К ЭТОМУ ПРИШЛИ? Ира: Мы путешествовали в Токио в архитектурном туре. Гид-архитектор водил нас, показывал нам здания, рассказывал про архитекторов, про историю. И мы никак не могли понять — ну как на этих шедеврах архитектуры не стоит какая-то микро-табличка с указанием автора для того, чтобы ты понимал, откуда это растет, для того, чтобы ты сам образовывался. В первую очередь, это важно для горожан, потому что если бы были эти таблички, архитекторы бы старались лучше, а горожане бы узнавали что-то новое.
Оля: Вам должно быть не страшно поставить подпись под собственным творением.
ОТКУДА ВЫ БЕРЕТЕ ВДОХНОВЕНИЕ? Ира: Наверное, прозвучит банально, но мы ищем вдохновение в путешествиях, то есть это то, без чего мы «сохнем». Кстати говоря, заказчики нас в этом прекрасно понимают. Архитектор и дизайнер не могут оставаться всё время в одной среде и при этом фонтанировать идеями. Нас отпускают в какие-то короткие путешествия и говорят: «Давайте, мы вас ждем». И это приключение очень важно, без этого нам тяжело.
Нам скучно повторяться и мы никогда не повторяемся. Когда к нам приходит заказчик со словами: «Сделайте мне такое же заведение, как это». Мы честно отвечаем, что такое же мы никогда не сделаем. Хотите такое же классное? Давайте! Но точно никаких копий никогда у нас не будет. Потому что повторяться — это убивать творчество, это бессмысленно именно в наших с Олей реалиях, когда объектов итак слишком много. Мы итак не успеваем сделать всего, что хотим, а уж тем более копии — зачем это нужно.
Оля: Из-за любви к созданию уникальных проектов мы стали противниками трендов в архитектуре в принципе! Мы предпочитаем вдохновляться искусством, выставками, музеями. На всё искусство мы смотрим заранее с прикладной точки зрения. В картине мы можем увидеть стул, можем увидеть колористику нового интерьера или стилистику в скульптуре — это не принципиально, но мы постоянно ходим во все современные и классические музеи.
Мы с Ирой можем остановиться перед какой-то картиной и сказать: «Это будет стена», например.
Оля: И в фильмах мы тоже ищем вдохновение. Например, кафе
«Тажин» мы делали, насмотревшись «Касабланки». В «Касабланке» был потрясающий художник по свету, и мы воспользовались парочкой его трюков. У него подсветка была с пола, снизу, и тени пальм были по всем стенам. И мы захотели придать этому месту такую же эстетику.
О ПОВТОРАХ. Ира: Что касается «копипастов» — мы с Олей практически не бываем в интернете. Мы больше смотрим на жизнь, чем на картинки. И мы очень боимся, что кто-то из нашей команды вдруг предложит идею, которую уже кто-то реализовал до нас, и не сообщит нам об этом.
Оля: У нас есть строжайший запрет на копирование любого элемента, прямого заимствования из других интерьеров. Это недостойный дизайнера или архитектора жест. Именно прямое копирование, а не вдохновение. Потому что, конечно, мы все вдохновляемся работами друг друга, и мы очень любим, когда кто-то из наших коллег, союзников, коллег-архитекторов, дизайнеров делают какое-то новое классное место в Москве. Мы всегда воспринимаем это с очень большим позитивом, потому, что, в первую очередь, это влияет на нашу общую сферу, мы придумываем себя новых здесь и сейчас. Каждый день — переход на следующий уровень.
КАКОЙ У ВАС САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЬЕР?Оля: У нас всегда так было и будет, что последнее заведение становится самым любимым. Сейчас это
Remy Kitchen Bakery. Он настолько нам близок по эстетике и по духу (на момент выхода интервью последний ресторан сестер —
Maybe. на крыше Бадаевского завода. Прим.ред.).
Ира: И там просто сумасшедшая кухня, что тоже очень важно!
И нам очень нравится, как реагируют на интерьер гости. Гости говорят про интерьер: «Странно». А это именно то, чего мы добивались.
Сейчас мы делаем два отеля — один в Берлине, другой в Версале. И эти проекты откроются в сентябре, но уже сейчас это реновации, поэтому мы их делаем зонами. В Берлине уже открылась часть лобби. И там тоже невероятно классно и драйвово находиться, потому что это европейский опыт работы с заказчиками.
Если ты выигрываешь конкурс в России, это еще совершенно ничего не значит — выиграл, а дальше сделай, как мы хотим. Поэтому, выиграв наш первый конкурс в Европе, мы тоже ждали, что нам скажут: «Молодцы, выиграли, но давайте мы вам скажем свои хотелки». По правде говоря, в конкурсах ты вообще не учитываешь хотелки заказчика, ты творишь и показываешь, на что способен.
Оля: А нам сказали: «Ну, когда вы сделаете рабочку?» То есть вообще не внесли никаких изменений в наш проект даже относительно конкурса. И вот эти два проекта получились настолько драйвовыми, классными и звонкими.
И более того, была смешная история, когда мы участвовали в конкурсе, сделали первые наброски и отправили их не заказчику, а в отельной группке спросили: «Это оно? В ту ли сторону мы двигаемся или нет?»
И «главный по тарелочкам» нам сказал: «Ира, Оля, мой вам совет — просто будьте собой и всё у вас получится».
И мы думаем: «Вау! Так просто и так понятно!» Надо просто быть собой. И мы были собой. Когда мы выиграли, Ира подошла к нему и говорит: «Ян, спасибо Вам большое за совет, он нам так помог». А он сказал: «А я всем так советую».