Текст: Дарья Ефименко
Фото: Женя Филатова
Фото "Рихтера": Мария Ефименко
АНАСТАСИЯ
ЕФИМОВА

Первый проект Анастасии – камерный дизайн-отель Brick Design Hotel во дворах Мясницкой. Он особенно любим иностранными гостями и знаменит тем, что внутри его посетителей ждут подлинники искусства.

Сейчас все внимание Анастасии посвящено "Рихтеру" – пространству в историческом особняке на Пятницкой, в котором наравне с отелем и рестораном сосуществуют печатная студия, радиостанция, библиотека и арт-пространство. Анастасия ー идейный вдохновитель и один из создателей "Рихтера", а еще флорист пространства. Мы поговорили с Анастасией об отельном бизнесе, новой культуре гостеприимства, как совместимы между собой креативная экономика и политология и что такое русский культурный код.
ОТЕЛЬЕР, BRICK DESIGN HOTEL и "РИХТЕР"
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ДИКТАТ

В Brick у нас была концепция «гастроплощадки». Мы не стремились создать полноценный ресторан внутри Brick – в той части Москвы, где он находится, уже есть много заведений, и у нас бы просто не сошлась экономика. В отличие от "Рихтера", это очень тихий и камерный отель.

В какой-то момент гастрономическое пространство внутри Brick стало точкой притяжения, и родилась идея нового формата. Мы, как независимая площадка, стали приглашать известных поваров, и они делали chef's table – эксклюзивная история, но довольно дорогая для посетителей. Такой гастрономический диктат – мы давали поварам возможность ничем не ограниченного полета фантазии. Это были камерные истории на 20-30 человек, на таких вечерах родились многие классные проекты и коллаборации. Этот формат не перетек в "Рихтер", но новое пространство стало, своего рода, преемником Brick.



ХОРОШИЙ ПРОДУКТ – ЭТО АБСОЛЮТНАЯ ГАРМОНИЯ

Так происходит, когда ты создаешь нечто новое, но при этом есть четкое ощущение – это существовало всегда. "Рихтер" – это эксперимент. В мировой отельной практике нет такого кейса, чтобы отель существовал наравне с печатной студией, радиостанцией, библиотекой и арт-пространством. Экономика пространства непростая. Отдельные вещи с точки зрения ведения бизнеса нам пришлось буквально изобретать – это касается реализации проектов в сфере искусства.

Не думаю, что "Рихтер" нужно объяснять как продукт – человек приходит в "Рихтер" и либо match есть, либо его нет. Это на уровне осязания.
«Не думаю, что "Рихтер" нужно объяснять как продукт – человек приходит в "Рихтер" и либо match есть, либо его нет. Это на уровне осязания»
«То, что мы хотим транслировать – это совершенно новая культура гостеприимства, так называемая "new hospitality". В центре всего этого неравнодушие – к себе, своему проекту, деталям, гостям»


ЛЮБОЙ МОЖЕТ ВНЕСТИ СВОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО И АРТ-КОНТЕНТА

В отличие от Brick, где 85% гостей – иностранцы, с бронированием за несколько месяцев, в "Рихтере" это чаще всего спонтанная бронь, среди гостей много москвичей. Атмосферу "Рихтера" создают не только отельные гости, но и жители города.

"Рихтер" – это отель и ресторан. Это очень для важно для понимания всей концепции и бизнес-модели проекта. Это наши основные функции, которые я транслирую внешней аудитории, за год работы я утвердилась в правильности этого подхода. Все остальное, что мы делаем в "Рихтере", возможно именно благодаря работе отеля и ресторана. Если москвичи и гости Москвы хотят качественный контент, то самое правильное, что они могут сделать – это прийти в наш ресторан, выпить вина или остановиться у нас в отеле. Платить за лекции и йогу мы уже научились, теперь важно сформировать в людях привычку платить за контент.

Если этого не будет, площадке придется привлекать спонсоров. Сейчас мы делаем ставку на качественный продакшн, не привлекая спонсоров для наших мероприятий, а делая это за свой счет, либо за счет партнеров, которым близка по духу философия, ценности и дух "Рихтера". Но для этого экономика отельного и ресторанного бизнеса в "Рихтере" должна сходиться.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И РОЛЬ COMMUNITY

Малый бизнес – это двигатель экономики. В нашей стране сложно, иногда страшно начинать новый бизнес, и очень важно помогать молодым предпринимателям не только советом, но и подпитывать их мотивацией. Уникальность "Рихтера" в том, что мы заточены под профессионалов в разных областях – арт-индустрии, гастрономической, театральной и т.д. Мы придумали (и уже опробовали) формат вечеринок "без повода" ー это обмен мнениями, опытом, интересными историями внутри community. Такие профильные истории – это ядро, суть "Рихтера".

Креативная экономика находится в России в зачаточном состоянии. Есть в корне неверное представление о том, что художник должен быть бедным и голодным. Важно прикладывать усилия, чтобы разрушать эту парадигму.
"РИХТЕР" ЭТО ПРО ФОКУС И ВКУС

Мы не ставим перед собой задачу популяризировать современное искусство и сделать его прибыльным. Мы за отбор и эстетику. У нас есть коллеги по цеху, в отельном бизнесе, у которых стоят KPI по продаже искусства. В "Рихтере" же, например, если месяц был финансово успешным, мы можем помочь какому-то художнику, в которого верим, оплатить его мастерскую.

Контент, который производится внутри "Рихтера" – это наш вклад в искусство, в общероссийскую и московскую культурную повестку. "Рихтер" уже второй год подряд участвует в параллельной программе Cosmoscow, в прошлом году это была выставка Олега Кулика. В этом году сразу две ー выставка Валерия Пчелина "Стихии останутся здесь" и "Пусть воды прольются на меня. Ach, dass ich Wassers gnug hatte".

Я горжусь тем, что стенд Алисы Йоффе, чья персональная выставка была у нас в этом году, стал лучшим на ярмарке, а художник Игорь Самолет, чьи работы можно увидеть и в номерах, и в ресторане "Рихтера", признан лучшим художником. Я благодарна Насте Шавлоховой (прим. основатель галереи Сцена/szena) за то, что она поверила в проект с первого дня. Сейчас мы продолжаем поддерживать друг друга. Отдельно в "Рихтере" проходят и другие кураторские проекты: Ирина Шульженко сделала уже три прекрасные выставки с Алисой Йоффе, Дишон Юлдаш и Виктором Алимпиевым.




«Атмосферу "Рихтера" создают не только отельные гости, но и жители города»
"РИХТЕР" – ЭТО СВОБОДА БЕЗ ПРАВИЛ И БОЛЬШАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОТДАЧА

За каждое направление в "Рихтере" отвечает отдельный куратор. Эти люди либо пришли вместе со мной, либо их притянуло само пространство. Люди, чьему вкусу и профессионализму я безусловно доверяю. Я верю в то, что каждый должен заниматься своим делом. Но вместе мы создаем магию, которая помогает всем сопричастным. В "Рихтере" главное – это команда. Это кураторы, продюсеры, официанты, администраторы, управляющий рестораном. И многие другие.

Мы сами создаем контент, и это не всегда просто, иногда опускаются руки. Да, бывают конфликты, недопонимания, эмоции. Да, люди выгорают, это может отражаться и на экономических показателях. Тут важно поддерживать друг друга. Рост для нас – это не карьерная лестница от горничной до руководителя службы housekeeping. Это рост другого порядка, который требует в то же время большой энергетической отдачи. При этом я понимаю и готова к тому, что в будущем кто-то из команды уйдет из "Рихтера", чтобы расти дальше.


ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В "РИХТЕРЕ" ЭТО ГЛУБОКО ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

"Рихтер" ー это в том числе площадка для обмена мнениями. Нет таких тем, про которые я могу сказать: "этого никогда здесь не будет". Это проект про контекст, который постоянно меняется. Я магистр политологии и, как ни странно это прозвучит, я работаю по профессии. Все, что происходит в "Рихтере" – это глубоко политическая история. Поддержка малого бизнеса, транслирование определенных ценностей – это тот политический активизм, который я могу себе позволить в России сейчас и который считаю эффективным. Есть базовые вещи – ни одна страна мира не может отвергнуть гений Толстова, Кандинского, Достоевского, Петрова-Водкина, Нижинского (список можно продолжать бесконечно). Нам кажется важным продолжать диалог культур, несмотря на политические противоречия. Мы ищем путь к сердцам и умам людей, опираясь на базовые ценности.



РУССКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ КОД И СОВРЕМЕННЫЙ ДИЗАЙН

У меня есть мечта сделать с каким-то крупным издательским домом альбом, посвященный народным промыслам. Многие из промыслов сейчас находятся в упадке. В отельном бизнесе, особенно в регионах, их часто используют как продающий контекст, сделав «мыльным жанром», совершенно незаслуженно. В "Рихтере" я пока не вижу, как мы можем их интегрировать, не перейдя эту тонкую грань и не боясь обесценить.

В "Рихтере" с культурным кодом все непросто, как такового его нет. У нас есть исторический контекст – особняк, где мы расположены. Он был построен Федором Рихтером для своей семьи, вокруг этой истории есть ряд мистификаций. К сожалению, нет никакой информации о советском периоде жизни здания. Мы постарались максимально сохранить все эти культурные слои, при этом деликатно интегрировав ультрасовременные предметы дизайна и искусства.


ЛЮБОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЭТО НЕ ТОЛЬКО МАГИЯ НО И РУТИНА

Я отрицаю культуру референсов, копирование – это путь в никуда. У каждого есть своя уникальная способность, и важно найти ей применение. То, что происходит в моей голове, – это магия, образы складываются нужным образом, и в результате возникают инсайты и рождаются проекты. При этом если меня спросят, как делать проекты, я не смогу выдать четкую инструкцию.

Отельный бизнес – это тяжело, ты работаешь 365 дней в году. Мои проекты – это моя жизнь, я не могу от них отключаться, я всегда на связи и полностью погружена в них. В любых творческих проектах есть рутина, самое страшное для меня – это когда я начинаю тонуть в ней. Я заметила, что мои физическая усталость и эмоциональное выгорание сильно влияют на команду, поэтому раз в три месяца я стараюсь уезжать из Москвы. Просто ничего не делать я не могу, поэтому переключаюсь на другой тип деятельности. Сейчас я нашла для себя новый проект в отельной индустрии, но пока не могу раскрыть всех деталей. Это то, что меня вдохновляет и генерирует внутри состояние потока.
Материалы по теме: