Текст: Полина Сапрыкина, Дарья Ефименко
Фото: Валерия Смирнова
ЕВГЕНИЯ
ЗЕЛЕНСКАЯ

Евгении удалось выстроить производство керамики в Суздале с нуля, создав новую точку притяжения для гостей города. Сейчас это большой проект, частью которого является школа керамики на ВДНХ и производство посуды для ресторанного бизнеса. Мы поговорили с Евгенией о том, какое место керамика занимает в ее жизни, о творчестве и роли команды в развитии бизнеса.
КЕРАМИСТ, ОСНОВАТЕЛЬ "ДЫМОВ КЕРАМИКА"
КАК ЗАРОДИЛАСЬ ИДЕЯ ПРОЕКТА

В Суздале наше производство керамики существует с 2003 года. Но на самом деле, история в Суздале им не ограничивается — есть большой ресторан в центре города и семейный дом. Было сразу понятно, что нам очень понравился сам город. И вся концепция, которую сейчас принято называть «country living style» — жизнь с простыми, понятными ценностями. Природа, сад и огород, еда и досуг в таком же стиле и целое множество других приятных мелочей, из которых складывается единый образ. Видимо, мы всегда внутренне к этому стремились, и со временем удалось реализовать несколько проектов в Суздале.

Ресторан или кафе — бизнес понятный, хотя мы никогда до Суздаля им не занимались (позже у нас появились ресторанные проекты и в Москве). А вот керамика для нас была совершенно новой историей. Все началось с одной очень простой идеи. Суздаль — это город, любимый туристами, и мы подумали, что им было бы интересно попробовать что-то новое, окунуться в творчество, поработать с кругами и необычно провести свой день.

Производства с Суздале вообще не было, мы выстроили его с нуля, со своим подходом, знаниями и теми первоначальными навыками, которые у нас были. Конечно, керамика нам нравилась и до этого, мы увлекались, коллекционировали, привозили ее из путешествий. Думаю, этот культурный код был заложен еще в детстве и со временем рано или поздно он просто должен был проявиться!



«Суздаль — это город, любимый туристами, и мы подумали, что им было бы интересно попробовать что-то новое»


КЕРАМИКА — ЭТО ОТСУТСТВИЕ ПРЕДЕЛОВ ДЛЯ ФАНТАЗИИ И ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ

Если обращаться к русскому народному промыслу, то исторически центральное место занимал фарфор. В сравнении с ним керамика представлялась достаточно простой, она всегда выполнялась в незатейливом крестьянском стиле, и ее можно было редко встретить. Когда я только окунулась в это, я в принципе еще не понимала, что керамика и фарфор — это две абсолютно разных истории. И как стало понятно потом, два разных бизнеса.

СЕЙЧАС ЗАМЕТЕН ВСПЛЕСК ИНТЕРЕСА К КЕРАМИКЕ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ СО ВРЕМЕНЕМ?

Все просто — это результат легкого доступа к интернет-ресурсам — Pinterest, Instagram, Facebook. Это помогло с продвижением всем предпринимателям. Благодаря насмотренности, влиянию европейских и американских аналогов в России рождаются новые проекты в абсолютно любой сфере — от ресторанного бизнеса до fashion. Стало проще найти ответы на многие вопросы. Как развиваются материал и индустрия? Что делают другие предприниматели и энтузиасты? Что нравится людям и почему? Это облегчает путь. Потом можно попытаться делать что-то похожее или, наоборот, очень индивидуальное — это уже вопрос творчества.

Мы начали делать школу и купили все студийное оборудование, которое требуется: печи, круги, раскаточные столы, инструменты. Тогда это было в новинку, вызывало эффект «вау!» у Москвы (в Суздаль приезжает много именно москвичей). Такого количества школ, как сейчас, еще не было и в помине. Они стали появляться постепенно, путём естественного развития. И это здорово! Керамики должно быть много, она должна быть разной. Отсутствие пределов для фантазии и вседозволенность – эти свойства керамики потрясают меня.




«Мы поняли: первое, что необходимо сделать — привлечь людей, которые разбираются в производстве керамики лучше нас, дать им все, что нужно для воплощения и реализации нашей идеи»


СПЕЦИАЛИСТ ПО ЗОВУ СЕРДЦА

Ни я, ни мой муж (прим. ред. Вадим Дымов — предприниматель, основатель концерна "Дымов", а также сети книжных магазинов "Республика") не обладали специальными навыками, нам просто нравилась керамика. Мы поняли: первое, что необходимо сделать — привлечь людей, которые разбираются в производстве керамики лучше нас, дать им все, что нужно для воплощения и реализации идеи. На первом этапе мы привезли специалиста из Австрии, чтобы он нам дал базу. Пригласили в команду людей из Владимирской области, многие из которых до сих пор у нас работают. Одна из членов нашей команды — высококлассный гончарный мастер, лучшая в своем деле во всей области. Нам повезло найти ее в самом начале.

На собеседовании начинающему предпринимателю крайне сложно понять, перед ним сидит "его" человек или нет. С возрастом, когда вы набьете все шишки, это придет. Вы должны привлекать компетентных людей, с которыми вам самим будет интересно работать. Некоторые любят выбирать людей, чтобы им рассказывать, как и что делать. На мой взгляд, это неверно. Что для меня действительно важно, так это чтобы каждый в команде руководствовался в работе ценностями, которым следую я. Так же относился к людям и был требователен к уровню качества.


ВАЖНО ПОСТОЯННО РАЗВИВАТЬСЯ, НО НЕ ТЕРЯТЬ ОСНОВНУЮ ИДЕЮ


Я сама пошла учиться керамике в Москве. Больше всего меня зацепил способ литья. Я посвящала много времени обучению, ездила на фабрики в Италию, в Германию, во Францию. Езжу до сих пор, но уже меньше. Последние два года это была Англия. Я стараюсь подмечать, как в других странах устроены музейные пространства, учебные заведения, как проводят популярный сегодня формат воркшопов, какие творческие направления развивают, как работают со взрослыми и детьми. Я стала узким специалистом, хорошо разбираюсь в производстве керамики, знаю, как работать на разных станках, разными способами — механическими, полуавтоматическими. И стала отлично ориентироваться в индустрии в целом.

Сегодня я могу дать совет, значимость которого почувствовала на собственном опыте: концентрироваться нужно на том, что вы хорошо умеете делать, совершенствоваться в этом и наблюдать, как команда растет и развивается вместе с вами. Вы можете расширять свой бизнес, но вокруг одной, основной идеи. Не может быть так, что вы всю жизнь занимаетесь керамикой и вдруг хоп, придумали открыть в Москве батутный центр! Все время отвечайте себе на важные вопросы: кто я? О чем и для кого мой бизнес? Если у вас есть ответы для себя, то вокруг этого можно выстраивать новые направления бизнеса.
О ШКОЛЕ КЕРАМИКИ НА ВДНХ

История со школами в шаговой доступности в Москве кажется мне очень своевременной. Здорово, что люди идут в них. ВДНХ — очень интересное место, город в городе. На выбор места повлияло расположение, природа вокруг. Тут другая атмосфера и мне кажется, это место похоже на Суздаль.

Мы регулярно обсуждаем: чтобы еще может быть в школе? Развиваться нам дальше в керамике? А какие могут быть новые направление — рисовать акварелью или что-то более ремесленное? К сожалению, в таком бизнесе можно сделать ставку не на то. Вы запустите новый проект, потратите эмоции, деньги, и не факт, что он пойдет.

ВЫ ПОЗИЦИОРИРУЕТЕ СЕБЯ КАК КРАФТ-ЦЕНТР?

Официального крафт-центра в Москве нет. Это плохо, он должен появиться со временем. Я считаю, что ремесло, работа руками, творчество, искусство развивают людей. Они становятся «объемнее», интереснее.

ВАША КЕРАМИКА КОРРЕЛИРУЕТ С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ?

Многие сегодня пытаются работать с современным искусством, понимая, что в нем будущее. Суздаль — древний город, ему исполняется 1000 лет, таких немного в России. Это город с заповедниками, музеями, памятниками архитектуры 19 века, находящимися под охраной ЮНЕСКО. Это город про старину и прошлое. При этом каждый раз я себе говорю — мы не должны тянуть своих посетителей в прошлое. Наоборот, дать им ощущение создания современной истории, керамики будущего.

НЕВОЗМОЖНО ПРОДАТЬ ПРОДУКТ БЕЗ ИДЕИ

Вы должны создать историю, "нарисовать" покупателю будущее, подарить чувство сопричастности, ощущение того, что его хобби особенное. Он может своими руками сделать керамику, а потом есть или пить из нее, поставить у себя дома на память. Это нечто особенное.





«Если ты предлагаешь посуду заказчикам, ты должен быть готов предоставить партию в срок. Индивидуальное производство – сложная задача»
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С РЕСТОРАННОЙ ИНДУСТРИЕЙ

Мы заметили, что к нам все чаще обращаются за посудой для ресторанов. Сделали 2-4 заказа и подумали: почему бы не заниматься этим серьезно? Мы начали сотрудничество с отдельными поварами, и так о нас узнала аудитория. Первым значительным был момент, когда мне сам позвонил Володя Мухин (прим. шеф-повар ресторана «White Rabbit») и сказал: «Мне передали посуду. Тоже хочу такую!». И все завертелось. А вот дальше уже была большая работа в Суздале: выпустить новые линейки, формы, ассортимент, подтянуть качество до необходимого уровня. Нужно понимать: если ты предлагаешь посуду заказчикам, ты должен предоставить партию в срок, закрыть все потребности. Индивидуальное производство – это сложная задача.

КЛИЕНТ МОЖЕТ ВЫБРАТЬ ПОСУДУ ИЗ ТЕКУЩИХ КОЛЛЕКЦИЙ? ИЛИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАТЬ УНИКАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН?

По-разному. Кто-то выбирает из существующих моделей, кто-то сам приходит и говорит о своих пожеланиях. Сейчас уже сложно представить, что мы чего-то не можем! Но мы не в состоянии работать с каждым, должны быть определенные объемы, чтобы заказ было выгоден.






НАД СОЗДАНИЕМ КОЛЛЕКЦИЙ ТРУДИТСЯ КОМАНДА ДИЗАЙНЕРОВ?

Конечно. Самое интересное, что люди увидят картинку и хотят, чтобы мы в точности ее повторили. А у нас глазури такой нет, нужно купить что-то еще. Подключаются технологи, художники в Суздале, формируют техническое задание, добивают все нюансы, трудится команда. В мастерской на ВДНХ небольшой коллектив. Помимо школы здесь расположен магазин, сюда же приезжают повара выбирать образцы. Здесь работают сотрудники интернет-магазина, ребята, которые занимаются SMM, менеджеры по продажам, кладовщики, преподаватели школы. А ведь чем больше людей, тем больше сложностей!

У нас более-менее сбалансированный ассортимент. Идет постоянный процесс его совершенствования, я очень требовательна к качеству. Мы занимаемся производством на стыке с творчеством. Успешность и удачность выпущенных коллекций подтверждаются временем. Сейчас много разработок с художниками-иллюстраторами. Это очень творческая и классная история.

ЕСТЬ ЛИ ЛЮБИМАЯ КОЛЛЕКЦИЯ, ОСОБО ЗАПОМНИВШИЙСЯ ЗАКАЗ?

Очень нравятся медведи художника Андрея Бартенева, классный получился тандем. Из ресторанной серии у нас есть свой хит, его многие начали копировать. Это «Спайдер» - техника изготовления посуды в мелкую трещинку. Она сложная, производство требует трех этапов. Уверена, она сама по себе всегда будет востребована, а у нас еще и очень классный дизайн и высокое качество.

КЕРАМИКА — ЭТО ИСТОРИЯ ПО ЛЮБВИ

Нельзя делать все подряд, важен свой особый стиль. Многие керамисты не понимают, что им делать. Они начинают поиск себя, своих ощущений. Но обычно, если ты уже художник, артист, у тебя с этим проблем нет.

Я люблю круг. Могу гончарить, но я четко определила, чего хочу для себя. Это вазы, кувшины — все, куда можно поставить цветы. Я дала себе слово, что научусь делать кувшины разных форм, размеров. Это очень сложный процесс на гончарном круге. В керамике все гениально, она придумана самой природой.

У ВАС ЕСТЬ ЛИЧНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ?

В Суздале есть мои поделки. Коллекцией их сложно назвать. Я тот самый сапожник без сапог. Если ты ставишь перед собой цели, тебе нравятся бизнес-процессы, и ты окунаешься в них с головой, то не можешь уйти спокойно в творчество. Никакого баланса не получается. Я понимаю, что творчество во мне, я его формирую, отдаю бизнесу, а дальше уже моя команда доносит его до клиентов.











ВЫ ОБРАЩАЕТЕ ВНИМАНИЕ НА ИЗДЕЛИЯ В ПУТЕШЕСТВИЯХ? КАКОВА ВАША ИДЕАЛЬНАЯ ТАРЕЛКА?

У меня сформировалась профессиональная насмотренность. Знаю много португальских, испанских, китайских производителей, да всех! Могу определить, кто сделал тарелку, даже не переворачивая ее. У каждого идеальная тарелка своя, в плане тактильных ощущений. Для меня она должна быть не мануфактурная, а давать ощущение «ручной» истории. Идеально для меня, чтобы тарелки были разные.
Материалы по теме: